О Шали
Шали́ (чеч. Шела-ГІала) — город в России, административный центр Шалинского района Чечни.
Население — 54 тыс. жителей (2018).
География
Расположен в южной части Чеченской равнины, на р. Джалка (правый приток Сунжи, бассейн Терека), в 18 км от ж.д. станции Аргун, в 36 км к юго-востоку от Грозного. Узел автомобильных дорог.
Территория (кв. км): 15 тыс.
В XIX веке Шали был центральным и одним из самых важных и больших аулов Большой Чечни, имел население до 9 тыс. жителей. Благодаря своему центральному положению, аул служил во время войны сборным пунктом для войск Шамиля и вообще для всех более крупных партий, отправлявшихся для нападения за пределы России, причём здесь собирались чеченцы не только Большой, но и Малой Чечни. Русские войска неоднократно уничтожали селение, но оно опять возрождалось.
В 1825 году Шали был одним из центров движения, главой которого был Бейбулат. С появлением Шамиля Шали часто служил его временной резиденцией. В 1837 году генерал Фезе, разбив чеченцев, подступил к Шали; В 1845 горцы собрались в Шали для подготовки нападения; полковник Витовский 15 марта сделал диверсию к Шали, чтобы отвлечь жителей аулов от сбора партии, что и удалось. Начиная с 1850 года, когда отрядом генерала Козловского была проложена Шалинская просека через дремучие леса, окружавшие аул, и до 1858 года — все военные действия в Чечне сосредоточивались главным образом около Шали. Шалинские окопы, устроенные инженером Шамиля Хаджи-Юсупом, неоднократно уничтожались русскими войсками, но опять возобновлялись чеченцами. В 1857, в марте, генерал Евдокимов устроил близ Шали укреплённый лагерь, который послужил опорным пунктом для дальнейшего движения вверх по ущелью реки Баса на аул Таузень и далее к Ведено, резиденции Шамиля. Около Шали отряд генерал-лейтенанта князя Туманова рассеял в 1864 г. последователей учения зикр.
После ликвидации Чечено-Ингушской АССР в 1944 некоторое время село носило название Междуречье.
В XIII—XV веках, после ослабления и распада Золотой Орды, чеченским племенам удалось осуществить давнее стремление переселиться с гор выйти на плоскостные земли. Территорию Шали основали братья Идарз и Окша со своими родственниками. Они принадлежали Чеченскому тейпу Эрсеной. Идарз и Окша на Шалинскую равнину пришли из Нашхоевской котловины, где обитали многие представители чеченских тейпов. Идарз поселился на юго-востоке, обосновав хутор Идарза. Брат Окша на юго-западе, на противоположном берегу реки Басе. Издревле чеченский аул Шали являлся столицей плоскостной Чечни. Это был крупнейший духовный, ремесленный и торговый центр Северного Кавказа, расположенный в живописной местности среди вековых лесов на реках Басе, Джалк, Ахк в предгорной Чечне. Мягкий климат, неописуемые фауна и флора привлекли внимание предков шалинцев.
В настоящее время в Шали проживают представители чеченский тейпов — Эрсеной, Агишбатой, Харачой, Курчалой, Центарой, Беной, Энгеной, Аларой, Шоной, Чинахой, Макажой, Чертой, Ачалой, Шатой, Эккхий, представители народов Дагестана-таркхий.
Ещё в 40-е годы XIX века царские власти начали проводить политику насильственного выселения чеченцев со своих земель на плоскости. Царизм нес жестокий гнет зависимым народам. Лучшие земли раздавались царским слугам и забирались в казну. Земли и леса, расположенные вокруг Шали, также были розданы. Ущемление прав на землю вызывало открытое недовольство населения. Проведение политики угнетения национальных окраин России вызвал рост национально-освободительного движения под руководством имама Шамиля. Многие известные события в Чечне происходили в шалинских лесах. В ауле Шали пребывал первый имам Чечни — шейх Мансур. В окрестностях Шали были ожесточенные боевые схватки в период Кавказской войны под предводительством имама Шамиля. Памятны людям места в Шали, где пребывали великие религиозные деятели Чечни -Ташу-Хаджи Саясановский, Кунта-Хаджи Илисхан-юртовский, Бамат-Гирей-ХаджиАвтуринский,Али Митаев, Элах-молла, Доку Шаптукаев и другие. Начиная с августа 1918 года добровольцы из Шали в составе Чеченской Красной Армии храбро сражались с белогвардейскими полчищами. В годы Великой Отечественной войны сотни солдат и офицеров из Шали сражались на разных фронтах с немецко-фашистскими полчищами. К высокому званию Героя Советского Союза были представлены шалинцы Зайнди Халидов и Али Дергиев, но заслуженные награды они так и не получили. Военные действия 1994-96 гг. принесли непоправимый урон, как республике, так и городу Шали. Горе, опустошение, разруха сменили мирную жизнь. Убиты сотни людей, разрушены дома, парализованы промышленность, транспорт, связь, агропромышленный комплекс. В период хаоса и безвластия, военных действий шалинцы не отдали свой город на откуп отщепенцам. В конце 1999 г. шалинцы подняли борьбу с наемниками. В мечети состоялся сход граждан, который постановил прогнать бандитов из города, и благодаря кропотливой работе кадия г. Шали и народных масс, бандформирования были выдворены. После войны в республике прошли важные политические события, был проведен референдум по принятию Конституции ЧР. Ахмат-Хаджи Кадыров был избран. Первым Президентом Чеченской Республики. Оправдались надежды народа, под его руководством начался процесс мирного урегулирования, подъем экономики, перемены социальной жизни. Были определены цели и ориентиры процесса возрождения Чеченской Республики.
Демография города Шали
1939 г. — 10,6 тыс. чел.
1959 г. — 11,9 тыс. чел.
1970 г. — 18,6 тыс. чел.
1989 г. — 25,0 тыс. чел.
2002 г. — 40,4 тыс. чел.
2009 г. — 45,2 тыс. чел.
История основания Шали
По рассказам наших предков, предков эрсеноевцев, впервые спустившись с гор на нынешнюю территорию села впервые основал Идарз, который был нашим тринадцатым предком. Идарза со своими родственниками и братом Окжа в поисках жизненного пространства подался вниз на равнину. В Нашхах, это село высоко в горах, находился медный котел, на котором велись записи всех тейпов спускавшихся с гор в низовья. На этом котле до нашего выселения в 1944 году имелась латка, бирка, трафарет или просто запись о том, что в таком-то году род тейпа эрсеноевцев во главе Идарза спустились с гор, предварительно избрав себе место для поселения. Об этом рассказал мой отец Вахьад, который слышал об этом от своих предков. О том, что такая надпись или бирка имелась на котле до нашего выселения рассказывал житель Нашха Мухадин Нашхоев, который умер в глубокой старости не задолго до начала войны 1994 года. В начале Шали или аул Идарзы располагался на восточной окраине нынешнего Шали, где стоят дома Магомадовых и многих других.
Идарза аул был расположен между двумя лощинами или между речушками, по которым текли талые и дождевые воды с гор. На восточной окраине был добротный мост «ГIобанакъи тIай», а на южной окраине лощина на восточной окраине Шали. Она превратилась в естественную речушку, по которой текут дождевые воды почти круглый год.
Так вот, между ними и находился старый Идарза аул, который впоследствии разросся и превратился в Шали.
Года основания Идарза аула — Шали я не знаю. Но знаю, что в Нашхах на общем тейповом котле, эта дата была обозначена.
Других версий об основании Шали я ни от кого не слышал. Возможно и есть такие версии, но я за свои 70 лет о них ничего не слышал.
Теперь о знаменитых людях нашего города.
Одним из самых знаменитых жителей нашего города является Сугаип-Молла. Это один из самых грамотных эвлияов нашего Шали и всей Чечни. Мы знаем о многих его высказываниях о Шамиле и всех последующих имамах Чечни. Сугаип-Молла был единственным исторически грамотным человеком, он написал много своих трактатов и философско-религиозных трактатов. О них стало известно за последние годы, и находятся они в архивах Ленинграда.
Был шалинец Талхиг из курчалоевцев. Талхиг был наибом Шамиля и многие годы был наибом наибов, т.е. первой и правой рукой Шамиля.
Талхиг был военным тактиком и его тактику изучали полководцы Западной Европы и применяли практически в военных действиях. Заключалась она во внезапном и рассыпном бое. Был очень умным, смелым и решительным человеком.
Был шалинец и Шейх-Мансур, который переехал в БугIун – Юрт и впоследствии жил там. О нем идут многие легенды, а что он был хорошим и знатным, смелым военноначальником известно нашей истории.
В Шалях было много хороших людей:
Эвлияи Дюрди, Водả, Молла-Ахмад, сын которого жив и сейчас;
Шамсаби-Хаджи — знаменитый своими знаниями;
Сын Сугаип-Моллы Аббаз, очень умный и достойный своего отца, которого без ошибок можно причислить к эвлияам.
Хорошим человеком и гордостью шалинцев был сын Води – Зайнди, уважаемый, чтимый шалинцами.
Достоянием шалинцев я считаю не давно умершего Салман-Хаджи. Он был почетным, благородным, чистым, как горный родник, истинным алимом и чеченцем.
Хорошим и достойным шалинцем были: Боьршига Махьму, Сойдулхана Хьамид, Дадала Мохьмад, ныне живой здравствующий ШехIида Мохьмад-Эмин.
Хорошими людьми были участники Австралийского сражения и Японской войны агишбатоевец Юнус, эрсеноевец Шаба и мн. др.
Р.S. Был в Шалях знаменитый арабский и религиозный деятель Хаджи-Мурад, который долгие годы был кадием Шали.
Одним из выдающихся шалинцем является ныне живой и здравствующий академик, президент Академии наук Чечни Хамзат Ибрагимов.
Академик Ката Чакаев, который по рассказам располагает данными об истории основания Шали, с которым бы надо переговорить.
Кое-что об основании Шали, думаю, может прояснить ныне здравствующий Хас-Магомед Абумуслимов, который живет недалеко от мечети.